Публикации / качества рабочего

Какие личные качества важны для рабочего, кроме навыков

Вы нанимаете рабочего. Смотрите на его разряд, удостоверения, опыт. Это правильно. Но это только половина дела.
Вторая половина — как он ведет себя в бригаде. Может ли он работать в команде, понимать с полуслова, не создавать конфликты.
Плохие личные качества одного человека тормозят всю бригаду, создают напряжение и в итоге срывают сроки. Мы расскажем, на какие четыре качества смотреть в первую очередь. Они важнее пятого разряда.
Рассказываю, как на самом деле устроен подбор. Без теории — только практика из моих кейсов. Объясняю, почему кандидаты на самом деле уходят и как компании теряют на этом деньги. Всё, что обычно остаётся за кадром, — простыми словами.
Артём Молчанов
Кадровое агентство «Сектор найма»
Ведущий рекрутер, HRBP
Личные качества рабочего
Умение слушать и слышать
Недостаточно кивнуть «понял» и пойти делать. Это приводит к ошибкам и переделкам.
Как это выглядит на практике:
  • Вы или прораб объясняете задачу. Хороший рабочий не перебивает, делает паузу после объяснения.
  • Затем он может задать 1-2 коротких уточняющих вопроса: «Край подгонять встык или с зазором?», «Инструмент брать тут или на складе?»
  • В конце он может повторить суть своими словами: «То есть, мне нужно сделать это и это к обеду, так?»
  • Что это дает бригаде: Задача выполняется с первого раза. Не нужно тратить время на контроль каждого шага и переделку. Экономит время мастера.
Что это даст: Вы увидите, уделяет ли человек внимание подготовке (это 70% качества) и контролю. Красивая одна картинка из интернета не будет иметь такой последовательности. Это портфолио мысли, а не просто альбом.
Ответственность за свой участок работы
Это простое правило, которое нарушают чаще всего. После себя нужно оставить порядок.
Как это выглядит на практике:
  • Закончил штробить стену — сразу убрал пыль и мусор в мешок, не дожидаясь указания.
  • Использовал инструмент — положил его на место, а не бросил под ноги.
  • Заметил, что не хватает материала для завершения этапа — сразу сказал мастеру, а не ждал, пока сам мастер это увидит.
  • Что это дает бригаде: На объекте нет хаоса. Следующему рабочему не приходится тратить время на поиск инструмента или уборку. Работа идет быстрее и безопаснее.
Умение работать в команде
В бригаде нет «моей» и «твоей» работы. Есть общий результат к сроку.
Как это выглядит на практике:
  • Рабочий видит, что напарник не справляется с тяжелой балкой — не ждет команды, подходит и помогает ее установить.
  • Он делится инструментом, если у кого-то сломался.
  • Он не создает «коалиции» и не сплетничает в курилке, а решает мелкие вопросы напрямую с напарником.
  • Что это дает бригаде: Создает атмосферу взаимовыручки. Проблемы решаются на месте, без эскалации к прорабу. Бригада работает как единый организм, а не как набор отдельных исполнителей.
Стрессоустойчивость и конструктивность
На стройке всегда что-то идет не по плану. Важно, как человек реагирует на проблемы.
Как это выглядит на практике:
  • Если что-то пошло не так (не тот материал привезли, чертеж нечеткий), хороший рабочий не ищет виноватого. Он говорит: «Есть проблема. Предлагаю такой вариант решения...».
  • Он не срывает зло на коллегах и не ворчит. Он сохраняет спокойствие и ищет выход.
  • Он адекватно воспринимает критику от мастера, не воспринимая ее как личное оскорбление.
  • Что это дает бригаде: Конфликты не раздуваются. Проблемы решаются по существу, быстро. На объекте здоровая рабочая атмосфера, а не токсичная.

Как проверить это при найме

Не нужно психологических тестов. Задайте три ситуации и послушайте его ответ.

  1. Ситуация на внимательность: «Представьте, вы пришли на новую площадку. Мастер дал задачу, но очень быстро и не очень четко. Ваши первые два действия?» (Ждем ответа: «Переспрошу, уточню»).
  2. Ситуация на командность: «Вы почти закончили свою работу. Видите, что коллега рядом явно не успевает к общему сроку. Что сделаете?» (Ждем ответа: «Предложу помочь, если сам управился»).
  3. Ситуация на стрессоустойчивость: «Вы что-то сделали не так, и мастер указал вам на ошибку довольно резко. Как отреагируете?» (Ждем ответа про конкретные действия, а не эмоции: «Спрошу, как правильно, и переделаю»).
  4. Ответы покажут образ мыслей. Дальше можно позвонить прошлому работодателю и спросить не только о навыках, но именно об этих качествах: «Слушался ли с первого раза? Убирал ли за собой? Конфликтовал ли?»

Краткий чек-лист для собеседования

О чем спросить:
  • Как уточняете непонятную задачу?
  • Что сделаете, если увидите, что коллега не справляется?
  • Как реагируете на критику от мастера?
На что позвонить прошлому работодателю:
  • Всегда ли понимал задачу с первого раза?
  • Конфликтовал ли с коллегами?
  • Был ли аккуратен (инструмент, рабочее место)?
Если на эти вопросы нет четких положительных ответов — подумайте дважды, даже если у кандидата золотые руки.

Итог

Навыки (hard skills) решают, может ли человек выполнить работу. Личные качества (soft skills) решают, сделает ли он это хорошо, в срок и без ссор в коллективе.

Ищите того, кто умеет слушать, доделывать, помогать и решать, а не скандалить. Это сэкономит вам больше времени и нервов, чем вы думаете.

Мы проводим эту проверку за вас

При подборе мы оцениваем не только руки, но и голову. Наша проверка выглядит так:

  1. Структурированное интервью. Мы задаем именно те ситуационные вопросы, которые описаны выше. Оцениваем не только что говорит, но и как.
  2. Звонок прошлому руководителю. Мы спрашиваем бывшего прораба о поведении в коллективе, дисциплине, ответственности. Это важнее общей рекомендации «хороший работник».
  3. Пробный день (по возможности). Мы можем устроить кандидату короткую стажировку в действующей бригаде и получить обратную связь от будущих коллег: «комфортно ли с ним работать?».
На выходе вы получаете кандидата, который не только умеет работать, но и не будет создавать проблем в коллективе.
Made on
Tilda